Интервью с Александром Винником

В Ростове-на-Дону много интересных людей. Поэтому, собственно, мы и ведём эту рубрику, в которой задаём нашим уважаемым гостям вопросы, которые, на наш взгляд, могли бы заинтересовать и вас, дорогие читатели. Кого пригласить для общения — вот один из главных вопросов журналиста интервьюера. Задались им и мы в редакции Ростова 24. Нам хотелось пообщаться с яркой личностью, человеком с интересной биографией и который, ко всему прочему, добился высот в бизнесе. В то же самое время нам хотелось, чтобы этот человек был интересен широкой аудитории, был, так сказать, узнаваем. Итак, интервью с Александром Винником — президентом группы компаний Mozart House.

И. Алтарский: Александр Валентинович, здравствуйте! Во-первых, выражаю вам большую признательность за то, что нашли время уделить внимание нашему проекту. Надеюсь, нам удастся с Вами поговорить о многом: вине, религии, бизнесе, Ростове-на-Дону. «Ростов 24» — одна из самых молодых информационных площадок нашего города. В связи с этим у меня, как у главного редактора вопрос, как говорится, в лоб. Александр Валентинович, какого это — будучи нереально занятым человеком, у которого дневной график в прямом смысле слова расписан по минутам, давать интервью пока ещё малоизвестному медиа? 

А. Винник: взаимно благодарю вас за проявленный интерес ко мне. Если людям действительно интересен предмет, который является важной частью моей жизни, и к нему проявляют компетентный интерес, то с удовольствием я готов ответить на ваши вопросы. 

И. Алтарский: Вы руководите рядом серьёзных направлений. Каждое из них, можно сказать, отдельный бизнес: это и Mozart House, и школа сомелье, и ряд других интересных проектов. В Вашей программе «Дегустация Личности», в разговоре с господином Кожуховым, Вы упомянули об интереснейшем, на мой взгляд, подходе к формированию кадрового ядра. Напомню, Вы сказали, что каждый ТОП-менеджер, перед тем, как приступить к выполнению своих функциональных обязанностей, должен быть готов к ежедневной работе с Вами, учитывая все тонкости характера, все мелочи, касательно особенностей речи и прочих моментов коммуникации. Как Вы считаете, следуя такому подходу, можно ли развить успешный бизнес в тех направлениях, в которых сам директор мало разбирается? Или по-вашему руководитель таки должен владеть, как сейчас модно говорить, матчастью на приличном уровне? 

А. Винник: действительно, так случилось, что в сфере моего внимания находятся на первый взгляд не связанные друг с другом вещи от совершенно технических, таких как сеть мастерских, где мы изготавливаем ключи, под уже довольно известным брендом Сервис Профи, мы занимаемся и косметическими проектами, мы являемся производителями профессиональной косметики под брендом Моцарт Хаус на собственных предприятиях в Германии, это многолетний успешный проект, мы представлены во многих странах мира, у нас есть собственное представительства в Америке, в Египте и во многих других странах, центральный офис нашей компании находится в Берлине.Есть важное направление юридическое. Специалисты нашей компании ведут сложнейшие дела, как в области уголовного, так и гражданского права. Также мы являемся импортерами и производителями вин, а в Ростове представлены несколькими гастрономическими проектами. Нужно ли обладать высоким уровнем узких профессиональных компетенций для того, чтобы эффективно управлять проектами… В абсолютном смысле высоким уровнем узких компетенций, возможно, нет. Потому, что это в принципе невозможно, но, конечно, человек, который занимается каким-то делом, достаточно глубоко должен быть погружен в целый ряд профильных аспектов. Если мы говорим о ресторанных проектах, то он должен, конечно, разбираться в таких вопросах, как калькуляция, формирование себестоимости, он должен понимать, как сконструировано блюдо, что такое архитектура блюда, что такое гармония во вкусе. В этом смысле, конечно, требуется определенная компетенция в любом деле, но это прежде всего управленческие навыки, а вот профессиональные компетенции — это задача специалистов, которые занимают те или иные должности.  

И. Алтарский: известно, что в прошлом вы были священником. В своих выступлениях и интервью Вы, как мне кажется, обходите стороной эту часть Вашей биографии, которая связана со служением, будучи в священном сане. В то же время практически каждая Ваша беседа с гостями не обходится без того, чтобы Вы не говорили о религии, о Господе нашем Иисусе Христе. С одной стороны Вы затрагиваете тему религии и проповедуете, а с другой не афишируете своё пасторское прошлое. Так или иначе, Вы по прежнему несёте Слово Божие в мир. Чувствуете ли вы себя проповедником? Некоторые знакомые мне люди, узнав о том, что я буду общаться с Вами, попросили меня об этом спросить.

А. Винник: Я считаю себя верующим человеком, я христианин, поэтому совершенно естественно моё обращение к христианскому мировосприятию, когда я даю какие-то оценки или говорю о том, что есть целеполагание человеческой жизни. Когда мы общаемся с интересными людьми, которых я приглашаю в свою авторскую программу «Дегустация личности», то, конечно, я не могу быть свободным от своего мировоззрения и от своего представления о мироустройстве. Я считаю совершенно естественным тот факт, что в каких-то оценках можно заметить моё христианство. 

И. Алтарский: Следующий вопрос мне видится очень серьёзным, так как касается всех нас и без преувеличения будущего России. Хочу поговорить не сколько об алкоголизме, сколько о так называемом умеренном или культурном питие. По некоторым данным в России от болезней, вызванных употреблением спиртного, ежегодно умирает чуть ли не полмиллиона человек. Безусловно, когда мы об этом говорим, речь не идёт о вине, тем более о вине высокого уровня, но об этом, с Вашего позволения, поговорим чуть-чуть позже. Сейчас же мне хочется понять Ваше отношение к извечной проблеме россиян — чрезмерному пристрастию к горячительным напиткам. Видите ли вы эффективные способы борьбы с этим пагубным явлением? И, что ещё интереснее — чувствуете ли вы ту грань, когда культурное питие переходит в фазу алкоголизма? 

А. Винник: Конечно, я должен согласиться, что алкоголизм — это то явление, с которым мы достаточно часто встречаемся в русской цивилизации. Но справедливости ради, нужно указать и на то, что, с одной стороны, это не сугубо русское явление и, с другой стороны, не пытаясь всячески оправдать пороки, но всё же нужно сказать о том, что во многом пьянство как несовершенство русских людей не является единственным — это продолжение вообще миропонимания и продолжение особенностей русского национального характера: энергичность, отсутствие меры, руководство чувством, но не рацио. И, когда мы говорим об излишествах, то не нужно говорить лишь о вине, можно говорить и о еде, можно говорить и о сексуальных отношениях, можно говорить о целом ряде других вещей. Конечно, пьянство — это следствие, как мне кажется, целого ряда причин. Во-первых, сформированной исторически мировоззренческой парадигмы, когда мы ориентированы на чувства, а не на разум, а во-вторых, отсутствие воспитанного вкуса, тоже вследствие целого ряда понятных причин. И мне представляется, что это большая тема. Чувствую ли я границу когда я употребляю алкоголь? Да, чувствую, но говорить за других я не могу, каждый сам должен определять, где мера, преодолевая которую, человек начинает двигаться к первобытному состоянию. Но вино при умеренном употреблении, конечно, скрашивает нашу жизнь, придает ей цвет и вкус, и мне кажется, что это совершенно замечательно. 

И. Алтарский: Вы — успешный бизнесмен — это факт. В Ростове-на-Дону много молодых парней и девушек хотят открыть своё дело, стать успешным и финансово независимым членом общества. Бытует мнение о том, что стать обеспеченным человеком в России без помощи богатых родителей или родственников просто нереально. Что бы вы ответили на такую позицию, потому что зачастую даже способные ребята не берутся начинать строить свой бизнес, будучи одурманенными мыслями о том, что «всё уже поделено». Какие, допустим, пять советов вы можете дать таким людям?  

А. Винник: Я совершенно убеждён в том, что родители — это важная составляющая, но именно в воспитательном контексте, а не в контексте старта. Конечно, когда есть финансовая возможность у родителей, то вероятность успешности, на первый взгляд, по мнению внешнего наблюдателя, должна быть выше, но мой жизненный опыт показывает, что это совсем не так. Деньги, которые могут быть переданы на создание чего-то большого, когда богатые родители передают своим детям нечто для успешного стартапа, легко растрачиваются, не будучи заработанными, потому что у детей, часто, нет чувства ценности этих денег. Есть расхожее, но очень точное выражение: понимание чувства цены денег. Если люди не чувствуют цены денег, то очень часто может происходить следующее: люди с легкостью, бездумно готовы с этими деньгами расстаться, потому что они их не заработали. И напротив, люди талантливые и целеустремленные, чьё целеполагание лежит в плоскости знаний, приобретения компетенций и навыков карьерного роста, не имея бэкграунда, связанного с состоятельными родителями, добиваются невероятных высот. Поэтому в этом смысле могу сказать только одно: дерзайте и знайте, что всё возможно. Пять советов, которые я бы дал молодым людям: прилежание, умение смотреть на себя со стороны и объективно оценивать, очень важно услышать своё призвание и следовать ему, компетенции, сконцентрированность на их получении и, конечно, удача, ведь всё остальное без неё не имеет смысла. 

И. Алтарский: вино, как вы неоднократно упоминали в своих интервью — особый напиток с большой историей, уходящей в древность. Вино используется православными христианами для совершения таинства Евхаристии — оно перелагается в кровь Христа Спасителя. Налагает ли на Вас, как на бизнесмена, понимание того, что продукт, которым вы занимаетесь, является по-сути той жидкостью, которая во время Литургии превращается в самого Бога, дополнительную ответственность, что ли, при ведении дел? 

А. Винник: действительно, человеческая цивилизация очень тесно связана с вином, мы знаем о том, что в историческом периоде, это тот период, о котором говорят нам письменные источники, вино всегда контекстно истории человека. И в произведениях Гомера, и в древних еврейских книгах, вошедших в Танах или в Тору, и в литературе Ближнего Востока, Междуречья — везде вино является важной частью человеческой культура, и это не просто важная часть, а сакрализированное явление.Стоит обратить внимание на то, что без вина человек, в принципе, может жить, он не может жить без воды, но тем не менее не вода называется священной сакральной жидкостью, а именно вино. Это происходит, не потому что вино по цвету своему схоже с цветом человеческой крови, не только потому что вино содержит алкоголь, я думаю, что в этом есть целый ряд мистических составляющих, о которых можно говорить отдельно и долго. Мы делаем это подробно в образовательном курсе Академии сомелье, где мы готовим специалистов в области винной культуры.Помню ли я о том что вино является частью христианской литургии? Да, конечно, я об этом помню. Накладывает ли на меня какую-то ответственность это? Трудно сказать, потому что, во-первых, вино становится в христианском миропонимании телом и кровью Христа только во время церковного священнодействия.  Конечно, я к вину отношусь с уважением, потому что я понимаю, что этот напиток очень сложный, с действительно древней историей и для того, чтобы его произвести, требуются и знания, и труд. 

И. Алтарский: в интернете, да и на сайте Вашей школы сомелье, можно найти информацию о том, какими качествами должен обладать будущий сомелье. Но сейчас хочу Вас спросить о противоположном. Если это возможно, назовите, пожалуйста, несколько качеств человека, при наличии которых он не сможет стать сомелье и даже пройти обучение. И были ли в вашей практике случаи, когда в Вашу школу сомелье приходили обучиться этому искусству люди, которым по той или иной причине отказали? 

А. Винник: сложно сразу сказать, что есть люди бесталанные в том смысле, что есть люди, совершенно неспособные к тому, чтобы освоить профессию сомелье. Наверное, есть люди с какими-то физиологическими отклонениями, когда они не могут ощущать вкус или аромат, очевидно, что такие люди есть, но я с ними не сталкивался.Действительно, мы отказывали людям, но отказывали не по той причине, что мы определяли их профессиональную глухоту, скорее, это было отсутствие дисциплины.  Это были совершенно банальные вещи, когда люди подходили к академическому процессору бессистемно, без внимания, прилежания и самоотверженности. Я думаю, что людям, которые не имеют навыка системной работы, к труду и к системным занятиям, будет очень трудно, потому что в профессии сомелье нужно запоминать огромное количество сложной информация, хорошо разбираться в истории и географии. Для сомелье важно запоминать и уметь пользоваться огромным количеством специализированной терминологии и это, конечно, сложно. Но я хочу подчеркнуть, что речь идёт о настоящих сомелье, не о людях, которые могут назвать себя сомелье. 

И. Алтарский: очевидно, что Вы много путешествуете и находитесь в разъездах. При этом чувствуется, что Ростов-на-Дону для Вас является особенным городом. Как в «двух словах» Вы можете выразить свою любовь, если можно так выразиться, к столице Юга России и что, на ваш взгляд, больше всего не хватает нашему родному Ростову?  

А. Винник: во-первых, все-таки я должен вам сказать, что столицей Юга России ростовчане называют город Ростов, а жители Краснодара, например, считают и думают иначе.  А чего не хватает Ростову? Если люди любят город Ростов -на-Дону, то он в этом смысле для них является предметом любви таким какой он есть. А не хватает нашему Ростову, как и многим нашим городам, того, что называется «хозяин». Но не в том смысле, что нужен какой-то дядя, который наведет порядок, будучи мэром или главой района, нет. Не хватает хозяина в каждой части, сейчас мы видим хозяина в квартире, который за пределами своей квартиры не интересуется ничем, хозяина дома, который за пределами своего дома не интересуется ничем, и так далее. Именно такая общая бесхозяйственность и разруха свидетельствует об определенном состоянии личности людей, которые здесь живут, мне кажется, этот внутренний человек, такой собирательный образ жителей города Ростова-на-Дону, он очень нездоров.Именно этим бы я занялся, таким оздоровлением, когда бы мы воспринимали город, где мы живём, нашим домом и чувствовали бы себя здесь не случайными пешеходами, мимо движущимися, а людьми которые являются хозяевами своего дома. 

И. Алтарский: напоследок ещё раз сердечно благодарю Вас за оказанную возможность пообщаться и, с Вашего позволения, задам последний вопрос, но состоящий из двух частей. Александр Валентинович, какую из Евангельских притч Вы можете назвать любимой и если бы представилась уникальная возможность пригласить в программу «Дегустация Личности» любого человека, который когда-либо жил на свете, кто бы это был?  

А. Винник: я благодарю Вас тоже. Пожалуй, это притча о нанимателе, который приглашал работников, и несмотря на то что они работали разное время, оплатил им одинаково. Мы все знаем, что основа и мораль этой притчи в том, что Бог своей любовью равно освещает и согревает всех, независимо от того, кто лучше, кто хуже, кто праведнее из нас или греховнее. И для меня это важная притча, я считаю, что она говорит нам о том, что Бог несправедлив в том смысле, что он не награждает нас за наши благодеяния, а любит, потому что иначе относиться к нам не может. Если бы мне можно было встретиться с одним человеком или пригласить его для того, чтобы поговорить… Это трудный вопрос, но…… знаете, я бы думал пригласить Иисуса Христа или Моисея, Адама, может быть, Микеланджело. Так я сказал бы раньше. Но, сегодня…. Но я скажу просто, я пригласил бы мою бабушку, мамину маму, чтобы попросить у неё прощения за то, что я был невнимателен, недобр. Я бы сделал это, я бы пригласил человека для того, чтобы попросить прощения. Того, кого, я считаю, что обидел больше чем кого-либо другого. Вот такой прозаичный ответ.

Мы надеемся, что интервью с Александром Винником кому-то из вас придало дополнительной мотивации в ведении дел, а у других возбудило желание попробовать себя в роли сомелье. Кто-то после прочтения нашего интервью, возможно, придёт в храм или вовсе посветит себя миссионерской деятельности. Каждый сам решает, что ему делать и как добиваться успеха. Не знаем, как вы, а мы, в редакции Ростова-24, посмотрим свежее интервью Александра Винника с Антоном Макарским. Всего вам доброго!