Эдгард Запашный

Здравствуйте, дорогие читатели портала Ростов 24! Наш сегодняшний гость известен во всём мире. Его любят, ему подражают, на него ровняются. Дамы и господа, рад вам представить большое интервью с Эдгардом Запашным.

Иосиф Алтарский: Эдгард Вальтерович, сердечно приветствую Вас и благодарю за то, что нашли время пообщаться. Мой первый вопрос касается Вашего ощущения самого себя. Вы больше кто — дрессировщик или директор цирка? Потому что, согласитесь, это абсолютно разные направления. Дрессура предполагает постоянное общение с животными, репетиции, полную самоотдачу. В то же время руководство госцирком — это работа, по большей части, административная, требующая не меньше усилий и напряжения.

Эдгард Запашный: Вы знаете, я не могу сказать, что я шёл к директорству. Меня к этому как-то подвели. В какой-то промежуток времени, вдруг, многие люди, артисты начали говорить: «Эдгард, вот ты как директор, не хочешь ли попробовать?» и всё такое. Я не стремился быть директором, мне нравилось строить планы артиста и они до сих пор у меня есть. Многие не реализованы и я счастлив от этого — от того, что есть к чему стремиться. Потом был разговор с Иосифом Давыдовичем Кобзоном, когда он уже мне на полном серьёзе предложил. Говорит: «Может, ты подумаешь стать директором цирка?». И тогда я понял, что всё-таки моё время подходит. Дальше я начал работать над тем, чтобы думать, как бы я мог совмещать или не совмещать, и когда появилась возможность стать участником конкурса на замещение должности директора Большого московского цирка, моим единственным условием перед министром культуры стало, что в случае победы я смогу совмещать артистическую карьеру и директорство. Он сказал, что «да, это реально».

Большой московский цирк

Поэтому я изначально уже понимал, как я буду совмещать и самое главное — для чего я буду это совмещать. Потому что Большой московский цирк на сегодняшний день имеет хороший ресурс в числе братьев Запашных, которые работают на этот цирк и тем самым только повышают кассовые сборы. Что касается разграничений, вы знаете, я всегда разграничивал. Дело в том, что ещё до официального директорства, я с братом много лет имел собственный коллектив от 100 до 150 человек и давно научился руководить людьми, правильно строить работу и делать всё, чтобы эта работа была плодотворной, не скандальной и приносило удовольствие как финансовое, так и эстетическое людям, работающим со мной и моим братом. Так что здесь я умею разграничивать эти вещи, но, как мне кажется, при разговоре с людьми, особенно с артистами, очень важно для их осознания понимать, что я с ним разговариваю на одном языке. Что если я что-то говорю, они понимают, что я это пропускаю через себя, что я понимаю о чём я говорю и это очень важно.

Иосиф Алтарский: Ваши имя и отчество — Эдгард Вальтерович — безусловно, очень красивы и приятны для слуха. Очевидно, на фоне подавляющего большинства имён, Ваше, впрочем, как и имя Вашего брата Аскольда, можно отнести к экзотическим, по крайней мере для русскоязычного человека. Знаете, невольно возникает некая параллель между Вашим очень редким именем и отчеством и не менее редкой профессией. В этой связи у меня вопрос. Можно ли говорить о том, что вообще вся Ваша жизнь, начиная с самого детства, была сопряжена с чем-то редким и необычным?

Эдгард Запашный: Мы с братом оба Вальтеровичи — продолжатели династии, долгожданные дети — папа очень хотел сыновей. У нас есть старшая сестра по папиной линии Марица. Поэтому папа, конечно, созвучием к своему отчеству мы должны продолжать, готовимся к этому и имена Аскольд и Эдгард — они удобные, созвучные и с фамилией, и с отчеством, редкие, запоминающиеся, интересные. Отец много смысла заложил и смог убить несколько зайцев, как мне кажется, одновременно. Мы с братом продолжили эту традицию. У брата две дочери — Ева и Эльза. У меня три ребёнка: Стефания, Глория и Даниэль. Я надеюсь, что мы и дальше сможем достойно представлять наших родителей и дедов.

Иосиф Алтарский: Недавно на нашем портале была опубликована новость о том, что ростовский зоопарк лишили членства в ЕАРАЗА из-за того, что слонёнка Эколь, которого из-за генетических соображений нельзя было более содержать в зоопарке, передали в Ваш цирк. Признаюсь, именно эта новость вызвала какой-то небывалый доселе всплеск посещаемости нашего сайта. Людям, как оказалось, очень близка тема, связанная со слонёнком Эколь и обновлённым статусом ростовского зоопарка. Расскажите, что за «генетические соображения» и почему, по вашему, в ЕАРАЗА столь резко и категорично отнеслись к передачи слонёнка в цирк? Ведь по уставу организации, насколько нам известно, в таких случаях животное попросту могут убить?

Эдгард Запашный: Любая шумиха, она создаётся, прежде всего, заинтересованными людьми. Я рад тому, что у нас в стране есть большое количество небезразличных граждан, которые готовы отстаивать свою жизненную позицию, которые готовы идти на спасение людей, животных. Но меня очень часто расстраивает факт того, что сейчас очень легко людей впутать в любой скандал и какое-то время люди даже буду принимать сторону неправды, несправедливости. И только когда начнут разбираться, уже может быть даже поздно. Я вам приведу пример. Я — один из немногих артистов, кто во время кемеровской трагедии, когда в «Зимней вишне» погибли дети, я в своём инстаграме, а у меня тогда было подписчиков 10 или 20 тысяч всего, выложил видео, где я сказал: подождите, я не понимаю, вот те люди, которые сейчас кричат, что все морги переполнены, что правительство укрывает точное количество жертв, я говорю, а скажите, пожалуйста, зачем правительству сейчас укрывать количество жертв? Если на тот момент признали больше 30, я говорю, а какая разница, простите меня за такой циничный тон, какая разница — погибло 30 детей или 300 Детей? Это же всё равно трагедия. Это в любом случае трагедия, даже если три ребёнка погибло, это всё равно трагедия и за это должны понести серьёзное наказание взрослые люди. Поэтому я не вижу мотивации — с какой целью правительство скрывает точную цифру. В любом случае 30 детей — это очень много, это ужасная трагедия. Это первое. Второе. Насчёт тех людей, кто постоянно кричат, что морги переполнены, что фуры заполнены. Я говорю, что мы с вами живём в век современных технологий и у любого человека, у любого человека: дворника, судмедэксперта, следователя, патологоанатома, врача скорой помощи, водителя, у всех есть телефоны. Почему до сих пор нет ни одного видео или фото, где переполнены морги, где людей там бросают в контейнеры, как это всё вы везде пишете? И вы знаете, я почему акцентировал внимание на том, что у меня тогда было мало подписчиков? Потому что это видео посмотрело более миллиона человек и вы не представляете, какой поток грязи на меня вылили. Просто… Меня обвиняли во всём: что я провластный, что я проплаченный, что я «путиноид» и всё такое. Но когда, со временем, всё-таки действительно разобрались люди и сами жертвы трагедии, эти семьи признали, что цифра действительно такая — несколько десятков, а не несколько сотен, как это говорили. Или даже тысячи некоторые называли. Знаете, передо мной извинилась ровно одна женщина. Вот вы представляете, миллион просмотров, тысячи гневных комментариев. Я понимал, что люди на эмоциях и ищут на ком сорваться и ровно один человек… Вот женщина мне написала. Говорит, Эдгард, вы знаете, я признаю свою вину, я была не права, я не должна была вас оскорблять, обвинять, я не разобралась и всё такое.

цирк братьев Запашных

И в данной ситуации, с Эколь, всё то же самое произошло. Те люди, которым надо раскачать ситуацию, они её пытались раскачать. При всём при этом, я ведь приводил пример, что несколько лет назад в уголок дедушки Дурова привезли трёх слонов из Мьянмы и никакой шумихи в прессе не было. При всём при этом, слонят привезли, они гораздо моложе были и они из дикой природы. И ни один зоозащитник, который пытался в Ростове раскачать, этот вопрос даже не поднял. А почему? А потому что там не было фамилии Запашный, которая легко бы им дала рейтинг. А здесь, из-за фамилии Запашный, они решили сделать рейтинг. Дальше. Ростовский зоопарк на время подписания контракта с братьями Запашными не входил в ЕАРАЗА. Он просто-напросто не входил. После этого, через очень длительный срок, они подали заявку и то ли вошли, то ли стали кандидатами. Кстати, в этом тоже надо разобраться — были ли они вообще в этой ЕАРАЗА. Но они подали заявку. И во время передачи слона, они должны были эту организацию поставить в известность. И конечно, организацию задело больше всего то, что ростовский зоопарк не согласовал, а точнее не поставил в известность, потому что согласовывать он уже ничего не мог — контракт уже был подписан и он всё равно бы исполнился. Никакая шумиха, ничего не повлияло бы на то, что слон бы всё равно оказался у меня с братом. Это тоже зоозащитники, вот эти люди ненормальные зоорадикалы, они это не озвучивают. Посмотрите, как они много говорят «прокуратура» и всё остальное, а по факту ничего не произошло. Почему? А потому что фактуры нет. И они это знают. Знаете, когда человек хочет выиграть суд, он идёт в суд, а потом говорит, что дело выиграно. А тут они знают, что идти в суд не с чем. Но ситуацию надо раскачать и люди думают, что «вот, сейчас мы добьёмся справедливости через суд» их активно поддерживают, а сами организаторы просто-напросто этим пользуются. Это есть ложь, которую они активно продвигают и тем самым пытаются зомбировать людей на свою сторону.

дрессировка кошек

Вы, наверное, знаете, что зоопарки по нашей стране не были готовы принять Эколь, что много других артистов цирка подали заявки и был рассмотрен Большой московский цирк, потому что у нас готовая инфраструктура, у нас большой опыт работы со слонами, у нас целый ветеринарный отдел, в общем, всё у на будет хорошо. В Большом московском цирке работают специалисты высокого уровня, здесь комфортабельные условия, они в них убедились и проблем нет.

А что такое вообще ЕАРАЗА? Сейчас все «шумят», что исключили. Вот вам хуже стало из-за того, что мы вышли из ПАСЕ (Парламентская ассамблея Совета Европы — прим. ред.)? Да нет. У меня в жизни вообще ничего не поменялось. Это европейская общественная организация. Есть союз театральных деятелей, есть союз цирковых деятелей. Это всё общественные организации. Кто-то входит, кто-то выходит. Я недавно вышел из союза цирковых деятелей. И всем до лампочки, правильно? Это общественная организация.

И самое главное, я уверен, что сейчас пройдёт пара лет и эта общественная организация ЕАРАЗА сама попросит ростовский зоопарк стать их членом. Почему? Да потому что ростовский зоопарк — образцово-показательный. Потому что он меняется благодаря новому директору очень серьёзными темпами. Потому что коллекция животных невероятна прекрасна. Потому что слоны размножаются. Потому что зоопарк по территории занимает одно из лидирующих мест в нашей стране. Вот и всё. Но это всё — заголовки для того, чтобы лишний раз оказаться в прессе.

дрессировка хищников

А теперь вспомните. Все эти люди, которые пытаются сейчас достучаться чуть ли не до Президента. Скажите, пожалуйста, хоть одна из зоозащитных организаций, которая шумела или вообще существует в мире принимала в реальном спасении дальневосточных касаток? Помните, где даже Президент вмешался. Хоть одну копейку хоть одна зоозащитная организация выделила? Нет! Хоть один зоозащитник прилетел спасать норильского медведя, который ходил по городу Норильску, белая медведица? Нет. Кто спасал медведя в результате? Эдгард Запашный и компания Роснефть. Я не шучу. То есть там, где реально надо было что-то делать, там, где реально надо было вкладывать деньги, а у этих людей есть деньги. У некоторых зоозащитных организаций целые корабли, разрисованные в их символики. Вы это знаете, они штурмуют нефтяные платформы иногда, для хайпа. Они реальную помощь не оказывают. Это меня очень сильно угнетает, расстраивает, но тем самым они показывают свою сущность — что животные для них на второстепенном месте. Для них больше нужна шумиха в прессе. Потому что иначе финансовой поддержки с запада у них просто не будет.

Иосиф Алтарский: Мы с вами познакомились в чате инстаграма и, скажу честно, поначалу тяжело верилось в то, что я говорю с самим Эдгаром Запашным. Скорее думалось, что канал ведёт, как это часто бывает, представитель пресс-службы или специально нанятый специалист по продвижению в соцсетях. Здесь же Вы не просто сами ведёте ленту инстаграма и создаёте, надо признать, интересный и уникальный контент, но, что особо меня приятно удивило, наряду со знаменитостями, Вы охотно идёте на контакт и общаетесь с простыми людьми. Безусловно, это заслуживает огромного уважения, потому что так повелось, что в России человек высокий и статусный, особенно, если это большой начальник или выдающийся деятель искусства, коим Вы безусловно являетесь, как правило, человек трудно досягаемый, в том числе и для представителей СМИ. Скажите, вот Ваша такая открытость будучи Народным артистом России, директором госцирка и всемирно известным дрессировщиком — это такая особенность характера? Вы были таким простым человеком с детства, или то уже приобретённое качество?

Эдгард Запашный: что касается социальных сетей. Вы знаете, я очень долго не решался заводить аккаунт в соцсетях. У меня никогда не было станицы в Фейсбуве, Вконтакте, Одноклассниках, хотя фейки там существуют, но я никогда туда не заходил. Но когда я понял, что обратная связь очень важна, потому что сейчас мир соцетей, новости становятся, в большей степени идущими оттуда, я понял, что первоисточник очень важен и очень важно доносить информацию от первого лица. Поэтому, промониторив, я понял, что на сегодняшний день инстаграм — номер один по популярности и будет только развиваться, я решил воспользоваться этим ресурсом для того, чтобы показывать настоящее лицо современного цирка, профессиональную работу, разъяснять людям, открывать глаза на спорные вопросы, выражать свою точку зрения. Я, знаете, человек с гражданской позицией. И для меня это очень важно. Я думаю, что сейчас большое количество публичных людей занимаются этим и правильно делают. Потому что очень много сейчас грязи, негатива люди делают за тебя и часто создают имидж за тебя. Вы знаете, мне жалко Евгения Вагановича Петросяна, которого постоянно искусственно пытаются запихнуть в какие-то скандалы. При этом сам Петросян очень милый, культурный человек, очень воспитанный, интеллигентный. Но кто-то постоянно работает, чтобы очернить его. Это неправильно, это несправедливо. Таких людей большое количество. И когда ты обращаешься к ним на страницу и они могут тебе сто-то рассказать или объяснить, это очень важно в современном мире. Потому что, когда человек хочет разобраться в вопросе, он, прежде всего, будет искать первоисточник. Поэтому я и воспользовался этой страницей инстаграма для того, чтобы быть иногда первоисточником. Ну, а потом, я понимаю, что связь с поклонниками, она важна. Раньше мы эту связь с братом вели через постоянное обновление нашего постоянного сайта, www.zapashny.ru. Но сейчас сайты, как вы знаете, отошли на второй план.

Иосиф Алтарский: Вопрос, который я Вам сейчас задам, на мой взгляд, является очень важным и беспокоит, поверьте, огромное число людей. А поговорить сейчас хочу о таком мнении, что в цирках с животными применяется так называемая жёсткая дрессура, основанная на подавлении воли зверей и страхе. Дескать животных попросту мучают и издеваются над ними ради беспрекословного послушания. Наверняка вы видели фильм «Цирк. Иллюзия любви», где авторы в красках показали, как дрессировщики издеваются над слонами и другими животными, раз за разом сопровождая непослушание гигантского млекопитающего ударом специальным крюком в область уха и того больше — мучая слониху, нарочно повреждая её детородные органы. Вообще, говорить об этом трудно, потому что у любого здорового человека такие истории вызывают отвращение и к цирку в первую очередь. Как вы можете это всё прокомментировать, учитывая, что фильм «Цирк. Иллюзия любви» сопровождался видеорядом, подтверждающим вышесказанное. Ваше мнение и оценка очень важны, потому что после такого кино люди попросту зарекаются посещать цирки с животными и водить туда детей.

Эдгард Запашный: что касается цирка и фильма, я вам честно скажу я не смотрел этот фильм «Цирк. Иллюзия любви», дабы видел определённую выдержку из этого фильма, но понимал как этот фильм построен и как легко этот фильм сделать. Но почему я этот фильм, как здравомыслящий человек, никогда не принял бы на полный серьёз даже если бы я не работал с животными? Объясню. Если нам с вами каждый день из программ «Прямой эфир с Малаховым», «Док-Ток» с Гордоном, криминальная хроника, там, ЧП на телеканале ТВЦ, если нам оттуда постоянно или даже в течение недели-двух брать съёмки о домашнем насилии, то ровно через две недели у вас появится фильм «Воспитание детей. Иллюзия любви». И дальше мы с вами на полном серьёзе можем говорить, что все родители — уроды. Ну чисто теоретически мы же с вами можем это сделать и обвинить, что всех везде бьют? Ведь материала будет очень много и он будет накоплен всего лишь в течение двух недель. А если взять хронику за год, как детей оставляют в квартирах и они умирают от того, что едят стиральный порошок, вы знаете эти случаи, или где родители насилуют собственных детей, едят их, каннибализмом занимаются, то в принципе надо закрывать институт отношений. То есть женщина должна воспроизводить и ребёнка надо изымать. Это если мы с вами на полном серьёзе будем относиться к таким фильмам, собранным на основе реального материала. Но почему мы с вами этого не делаем? Да потому что каждый из нас с вами воситан в семье и является уже родителем. Мы понимаем, что это единичные случаи уродства в нашей с вами общей жизни.

И то же самое в цирке. Есть единичные случаи уродства в жизни. Вот скажите пожалуйста, разве это миф о продажных корреспондентах? Да нет. Я вам сейчас легко могу доказать, что и в Ростове есть корреспонденты, которые за несколько тысяч рублей мне напишут любую статью и вы это прекрасно знаете. А на федеральном уровне это ещё больше. Полицейские, которые берут взятки — оборотни в погонах — у них даже клички есть. Врачи, которые переливают кровь, заражённую СПИДом маленькому ребёнку, время от времени всплывают в нашей с вами жизни. А в какой профессии нет уродства? Вы просто назовите мне. Я думаю нету даже таких профессий. Человек на шлагбауме и то берёт взятку. И это тоже нарушение, это тоже уродство. Поэтому такой фильм про цирк сделать очень легко. Но на базе какого материала он сделан? Пересмотрите этот фильм и обратите внимание на даты. Многие съёмки в Африке — 30 лет. Обезьянку эту несчастную, которую лупят по всем каналам — уже юбилей скоро исполнится — десять лет этому видео.

А теперь подумайте, что такое индустрия цирка. Вот в данный момент в нашей стране существует более 40 стационарных зданий. И примерно в два раза больше шапито (передвижных цирков). И в этой индустрии работает несколько тысяч людей. Это и дрессировщики, и артисты, гимнасты, акробаты, клоуны, уборщики, билетёры контролёры, водители, медицинский пункт, балет. Да куча всех профессий. Вот если бы уродство в цирке было бы нормой, и те методы, которые они показывают в своём фильме были бы нормой, разве мы бы с вами такие ролики не получали почти каждый день? Ведь видеокамеры есть везде и у всех. Если бы это было нормой, мы бы с вами ролики бы не успевали смотреть. Потому что это были бы сотни, а в течение года это были бы тысячи. Но этого же не происходит? Нет. Почему? Да потому что это не норма. Потому что это какие-то отдельные люди-уроды, причём собранные со всей планеты в буквальном смысле слова.

Теперь о методах дрессуры. Я могу сколь угодно долго вам рассказывать о методах дрессуры и вы в праве мне не верить. Я вам задам вопрос. А как дрессировать касатку? Эти зоорадикалы говорят бить или голодом. Правильно? Других методов не существует. Ну вот представьте, что перед вами многотонная ванна, в которой плавает пяти-восьми тонная касатка. Вопрос — как её избить? Ответ — никак. Она и нырнёт, и уплывёт. Да и как вообще за ней гоняться в этой ванне-то? Как дубасить касатку? При этом ты хочешь, чтобы она куда-то прыгнула, что-то тебе принесла, тебя покатала. Второй вариант — голод. Тут же вытекающий вопрос — а как тогда дрессировщик плавает с ней, если она голодная? Она же его запросто пополам перекусит, проглотит практически целиком. Это один из самых крупных хищников на земле. Второй, по-моему, после кашалота. То есть методы, значит, нерабочие, если логически рассуждать? Значит оба метода не являются обязательными, или как они любят говорить «единственными». Всё же абсолютно просто.

Точно так же мы с вами на улице видим очень часто, когда человек извивает собаку. Опять же, всё это — видеоролики, которые множатся. Где их подвешивают на поводке, где котят закутывают в кульки и выкидывают с балкона. Но разве это норма для всех людей, содержащих собак и кошек? Абсолютно нет. Это единичные случаи уродства в нашей с вами жизни. Хороший кинолог будет бороться с такими уродами больше всех, больше, чем зоозащитники, потому что они опорочивают его профессию, его жизнь, его образ жизни. И это очень важно осознавать. Так вот эти люди, которые снимают такие ролики, они во многом очень глупы. Я пост разместил «что такое прыжок в огонь«, посмотрите. Они же этого не знают, они этого не осознают. Но они всегда так говорят: «это ж как их надо бить, что они аж в огонь готовы прыгать?». А у самих обыкновенной логики не хватает — а что такое огонь для животного? А обжигалось ли оно когда-нибудь? А если обжигалось, то при каких условиях? И зачем дрессировщику пугать животное огнём, если в дальнейшем ему надо работать? Может, легче сделать так, чтобы оно понятия не имело, что такое огонь? И тогда спокойно будет с ним взаимодействовать — просто пролетит в это кольцо и ни одно живое существо не успеет понять, что это был огонь и вообще, что это опасно. Тут всё очень просто. Вот почему зоозащитники не вступают со мной в прямой контакт. Потому что я из разложу очень легко. Любой профессионал их разложит очень легко.

Иосиф Алтарский: Во многих своих интервью Вы говорили о преемственности поколений, о том, что цирковому искусству не учат ни в одном учебном заведении. При этом история отечественного цирка богата и представляет собой уникальное наследие. А мой вопрос вот о чём. Если вдруг человек страстно захотел работать в цирке, но никто из его родственников не имеет отношения к данному искусству, какие действия ему нужно предпринять, чтобы ступить на арену в том или ином качестве? Как говорится, прийти с улицы? И вообще, в каком возрасте следует связывать свою жизнь с цирком?

Эдгард Запашный: знаете, в цирке действительно преемственность поколений более ярко выражена, нежели в других областях культуры, да и вообще нашей жизни. Хотя я понимаю, что династии есть во многих сферах деятельности. Вот ко мне товарищ недавно приходил, он является адвокатом в третьем поколении, что тоже замечательно, когда родители передают своё умение, мастерство своим детям, это только идёт на пользу всей профессии.

Что касается цирка и как в него попасть, знаете, у меня дядя Мстислав Запашный один раз пошутил, это правда так. Чтобы женщине стать дрессировщицей, надо выйти замуж за дрессировщика. Это, наверное, самый короткий путь. Так моя мама стала дрессировщицей — вышла замуж за Вальтера Запашного. Хотя жена брата, которая не имеет отношения к цирку, до сих пор не стала дрессировщицей. Но это не мешает ей себя пробовать в различных других жанрах циркового искусства.

В России сейчас есть больше количество всяких цирковых студий и школ, они практически во всех городах находятся и какое-то начальное образование можно получить. Я знаю несколько таких артистов. У меня несколько человек работают из пензенской цирковой школы, из казанской цирковой школы. Единственное профессиональное училище находится в Москве, оно называется цирковое училище имени Румянцева-Карандаша. Это среднее специальное образование, они выдают дипломы. Там четыре года обучение и каждый год туда ведётся набор и можно попасть, хотя в этом году было четыре человека на место. Это первое. Второе — это, наверное, стать частью семьи. Неважно — женился ты, или замуж вышла, или просто подружился с семьёй и артисты начинают тебе помогать. То есть вот такой путь. А есть ещё путь, когда человек сам доказывает свою состоятельность, когда человек сам начинает пробиваться. На сегодняшний день есть ряд и дрессировщиков и артистов других жанров циркового искусства, которые своим трудом доказали, что они хотят, могут и достойны быть артистами цирка. Самый яркий пример — это Виталий Смолянец. Он на сегодняшний день один из лучших дрессировщиков хищных животных. Про него много информации в Интернете. В дальнейшем он попал в аварию и потерял две ноги и на сегодняшний день является единственным инвалидом-дрессировщиком, работающим на протезах. Но уровень дрессуры у него на самом высоком уровне. Сам он с Донбасса.

Другой дрессировщик, они все в одном дворе выросли, Влад Гончаров. Сейчас работает в компании «Росгосцирк» со львами. Тоже парень до поры до времени не имел никакого отношения к цирку. На протяжении всей жизни мечтал, стремился. Устроился сначала администратором в цирк, и так самостоятельно, потихонечку вырос до самостоятельного артиста. То есть первое — это желание, конечно. Второе — это, безусловно, талант. Третье — сопутствующая удача. Всё-таки надо быть удачным человеком, чтоб тебя заметили, чтобы ценили, чтобы «не зарыли» и «не закопали». Так что несколько путей есть и все они дают результат, если у человека есть огромное желание.

Иосиф Алтарский: Вы как-то упомянули, что мечтаете поработать с гориллой, но в том числе из-за соображений безопасности, я так понимаю, речь шла об укреплённости клетки на арене, это пока невозможно. Если представить такую ситуацию, что сегодня же вам подарили маленького гориллёнка, скажите, как бы вы его назвали и что бы входило в первый номер?

Эдгард Запашный: Насчёт гориллы вы знаете, я , наверное, страдаю от такой творческой гигантомании, потому что меня привлекают крупные, серьёзные и опасные животные. Мне с ними интересно. У меня папа всю жизнь мечтал работать с касатками. И он стал дрессировщиком львов и тигров только потому, что мечтал работать с касатками. Он хотел пройти этот творческий путь, чтобы в дальнейшем выйти на этих животных, чтобы в Советском Союзе был всё-таки построен океанариум, который так и не был построен. Только недавно в Москве появился океанариум. Я мечтал о слоне, слава Богу, что мечта сбылась, я мечтаю поработать с белыми медведями. Что касается гориллы, вы знаете, из этого списка, мне кажется, это менее возможный и приемлемый вариант, потому что с гориллой большие трудности. Во-первых, это чрезвычайно опасное животное и как обеспечить безопасность зрителя? Устанавливать тяжёлую сетку — это невозможно. лёгкую она разорвёт. Электричество — неправильно. Так что я думаю, что этот вопрос не будет решён ещё много-много лет. Тем более попытки предпринимались в каких-то зоопарках, но ничьи попытки найти общий язык с гориллой не увенчались успехом. Серьёзное, опасное, умное, агрессивное (самая главная проблема) животное. Поэтому думаю, что вряд ли я когда-нибудь доберусь до горилл. Хотя они мне чрезвычайно нравятся. Поэтому я на сегодняшний день даже не фантазирую н тему того, как бы я назвал гориллу.

Иосиф Алтарский: личность Юрия Никулина сложно переоценить. Для многих его имя является неким синонимом слова «цирк». Очевидно, что вы неоднократно общались с этим великим человеком. Что вам больше всего запомнилось в Юрии Никулине?

Эдгард Запашный: по поводу Юрия Владимировича Никулина. Моя жизнь сложилась так, что видел Никулина ровно один раз в своей жизни и не разговаривал с ним. Я не имел такой возможности. Меня долго не было — с 1992 по 1996 годы в период становления как артиста ,как мужчины я провёл в Китае. А в 1996 году, когда вернулся, он уже болел. А в 1997 году его не стало. Поэтому я его видел один раз на вручении государственной премии Тамерлану Нугзарову (знаменитый цирковой наездник, дрессировщик, прим. ред.) в цирке на Цветном Бульваре. Другой возможности у меня не было. Но вы абсолютно правы — переоценить его значимость невозможно. Я вообще горжусь тем, что в своё время, в Советское время, была целая плеяда артистов, личность которых была настолько уникальна, масштабна, что это давало сильный толчок для развития. Смогли, например, в самое трудное время полностью реконструировать цирк на Цветном Бульваре благодаря тому, что в кабинет к Рыжкову, к председателю Правительства, в своё время, прорвались три народных артиста СССР Ирина Николаевна Бугримова, Олег Попов и Юрий Никулин. Вот эти три человека пришли и смогли доказать, что цирк нужен. Мы с братом и решили занять эту нишу, потому что с уходом великих цирк обезличился, цирк стал без каких-то лидеров, без узнаваемых лидеров и мы с братом специально работали очень много для того, чтобы стать публичными артистами, чтобы занять правильные позиции и быть на политической арене, чтобы нас слышали, чтобы мы могли достучаться до кабинетов, чтобы на другом конце телефона брали трубку. Это большая и сложная работа и я всегда призывал и призываю своих коллег пройти этот путь. Он очень сложный и очень ответственный, очень долгий, но очень важный. Большая работа над собой для того, чтобы прийти к нужному для целой индустрии результату.

Иосиф Алтарский: каким вы видите будущее цирка в России?

Эдгард Запашный: прежде всего я бы хотел видеть не только будущее цирка, а вообще будущее в нашей стране. Будущее, которое будет опираться на адекватность. Потому что то, что происходит по всему миру, меня, честно говоря, иногда сильно расстраивает и пугает. Думаю, в каком же мире придётся жить моим детям и моим внукам, если мы стираем границы гендерности, если мы начинаем отрицать Бога. Раньше в Америке на полицейских машинах было написано, и на деньгах «in God we trust» (в Бога мы верим). Сейчас они всё это стёрли. Мы ставим во главу угла толерантность и ставим во главу угла какую-то псевдосвободу. Свобода заканчивается там, где начинается свобода другого и люди не хотят этого признавать. Поэтому Россия, даже если останется «последней из Могикан», нам главное выстоять. Понимаете, нас за очень многое в своё время прессовали, а теперь многие страны идут по нашему пути, отвергая, что мы этот путь прошли. Давайте я вам приведу пример. Брежнев, например, как лидер страны, постоянно критиковался, что у нас старый человек. Сталин до конца жизни. А тот же Брежнев моложе любого из кандидатов в президенты США. Он моложе Трампа, моложе Байдена тем более. Наши русские «авоськи» над нами смеялись, что мы, русские, ходим с авоськами. А сегодня весь мир переходит на авоськи, только потому, что весь мир засрали пакетами, целлофаном всю планету. Высмеивали, что Брежнев целовался с Хонеккером, помните? Сейчас весь мир, все мужики целуются между собой. Европейцы вообще после слова «здрасьте» два-три раза целуют друг друга. У нас до сих пор это не принято, а у них это уже норма. Неважно какого ты пола. Они уже целуются во всю. Все. Вот это лишний раз наталкивает на то, что нам надо не бояться быть нами. Нам надо прекратить молиться на кока-колу, Макдоналдс и не бояться громко заявлять о себе.

За что я уважаю Путина — за то, что он действительно первый и один из немногих лидеров, который смог сказать им всем «нет» и при этом выстоять. Потому что многие лидеры как Каддафи, как Хусейн были убиты в буквальном смысле слова, потому что они стали говорить слово «нет» иностранным державам. А Путин в этом плане красавец. Его только за это можно уважать. Так что нашей стране надо продолжать идти своим путём, не идти на поводу у каких-то модных тенденций. Мода меняется и меняется очень быстро. И если нас обвиняют в том, что мы от чего-то отстаём, не вестись на эту провокацию. Мы не отстаём, мы идём своим путём и очень часто доказываем, что наш путь является правильным. Потому что для меня является абсолютно правильным, что пропагандировать гомосексуализм не стоит. Да, он есть и его нельзя отрицать. Преследовать за него тоже ни в коем случае нельзя. Но пропагандировать не надо. Толерантность тоже должна иметь свои границы. Так что давайте конкретизируем. Цирк должен развиваться, нужно отстаивать интересы своей страны, своей культуры, защищать её. И тогда у нас всё будет хорошо.

Иосиф Алтарский: учитывая, что наше издание ростовское, хотелось бы услышать Ваше мнение насчёт нашего цирка. Наверняка вы бывали в ростовском цирке и не раз. Какими были ваши впечатления?

Эдгард Запашный: что касается ростовского цирка. Конечно, ростовский цирк я знаю очень хорошо, потому что много раз там работал. Это всегда событие, потому что ростовская публика очень театральная, очень благодарная, если ты не обманываешь, а показываешь качество. Цирк в городе очень любят, на хорошие программы всегда там полные залы. Но если честно, то я уже давно вынашиваю идею, что именно из этого здания цирка надо переезжать. Это бывший театр, который был во время войны, если я правильно знаю историю, разрушен — было прямое попадание авиабомбы. В дальнейшем он был переделан под цирк. Как цирк он на сегодняшний день не отвечает многим условиям для работы. Он очень сильно зажат в условия города. Он не имеет большой закулисной инфраструктуры. Всё это создаёт серьёзные сложности для приезда крупных коллективов, таких как цирк Гии Эрадзе, как братья Запашные. Он не имеет большого хорошего двора. Цирк невероятно маленький и неудобный. Он очень сильно проигрывает многим циркам: нижегородскому, екатеринбургскому, ивановскому по всем показателям. Поэтому я, если бы был губернатором или министром культуры, я бы всё-таки вернул это здание под театр обратно переделал бы его, потому что это исторически. Это красивое здание, оно вписывается в уникальный архитектурный ансамбль города. А цирк построил бы на другом месте. Сделал бы его более комфортабельным, может, более функциональным, чтобы можно было проводить и концерты, и спортивные мероприятия.

Иосиф Алтарский: Какая ваша любимая книга?

Эдгард Запашный: по поводу книги я до сих пор не определился, потому что я — жертва рекламы — я всегда читаю то, о чём говорят люди, о чём говорят уважаемые люди, которые меня окружают. Лио я читаю какую-то полезную информацию. Если говорить в принципе о книгах, то я коллекционирую книги рекордов Гиннесса. Коллекционирую их давно. За последние 25 лет, думаю, точно у меня есть собрание всех книг. Самая старая книга, по-моему 1988 года. Мне интересно получать эту информацию, я сам трижды занесён в книгу рекордов Гиннесса. Постоянно стимулирую артистов, чтобы что-то делали для того, чтобы попадать туда. Это интересно.

Иосиф Алтарский: Ваша любимая музыкальная группа или исполнитель.

Эдгард Запашный: я всеядный в плане музыки и мне очень трудно определить направление. Я всегда рассуждаю так: если не знаешь, как выбрать, что бы ты взял с собой на необитаемый остров до конца своей жизни? Я бы наверное всё-таки взял бы рок. Хотя понимаю, что от рока, порой, физически начинаешь уставать. Но рок — это глубокая музыка. Поэтому я являюсь поклонников Валерия Александровича Кипелова, Rammstein.

Иосиф Алтарский: Месси или Роналду?

Эдгард Запашный: Месси или Роналду… Конечно, это два великих наших с вами современника, но я очень долго присматривался к Месси. Очень долго, не знаю, почему так долго сам для себя не признавал его величия. То ли постоянно попадал на такие игры ответственные, знаете, где он не проявлял себя и это немного отталкивало. Ведь на всех чемпионатах мира, где он принимал участие он так и не смог раскрыться. Он из тех игроков, которому нужны партнёры, с кем он умеет взаимодействовать. У многих великих есть такая проблема. Но если выбирать, как говорится, из двух зол, то всё-таки Месси.

Иосиф Алтарский: Майк Тайсон или Мухаммед Али?

Эдгард Запашный: Я не застал Мухаммеда Али. Не застал имею в виду этот мир, который жил вокруг Мухаммеда Али. А вот мир, который жил вокруг Майка Тайсона застал. У меня даже есть его автограф. Поэтому я бы для себя выбрал Майка Тайсона. Именно физические характеристики Мухаммеда Али уникальны, я понимаю, что это невероятный технарь, понимаю, что это гений бокса. Я понимаю, что это очень, очень крутой спортсмен. Но почему-то мне кажется, что Майк Тайсон в лучшие годы смог бы одолеть Мухаммеда Али потому что это мощь. Это мощь, которая была разрушительной. И я видел, кстати, интервью с Мухаммедом Али, где у него спросили, кто из этих ребят тебя бы побил, и он однозначно показал на Майка Тайсона.

Иосиф Алтарский: если представить, что у вас появилась волшебная возможность перенестись во времени и поработать с динозавром, что бы это был за динозавр и как бы вы его дрессировали?

Эдгард Запашный: вы — первый, кто у меня это спрашивает из официальных источников. А не первый, потому что я сам себе задавал и задаю такой вопрос — с кем бы я хотел попробовать. Если когда-нибудь представится такая возможность, а я её не исключаю — сейчас наука идёт колоссальными темпами и ДНК, и всякие овечки Долли нам дают всё-таки какой-то шанс, что мы сможем реанимировать исчезнувших животных. Первое действие, которое должен делать профессиональный дрессировщик — это изучать самого животного. Понятно, что с травоядными проще, чем с хищниками. Хотя и травоядные могут нанести тебе смертельный ущерб животные также защищаются, животные паникуют, животные бывают глупые, агрессивные. Носорог, например, травоядный, но очень агрессивный. Поэтому здесь надо смотреть, здесь надо просто наблюдать. В какой-то момент становиться натуралистом и прежде чем лезть на рожон, очень долгое время провести с любым животным тебе не известным, а уж тем более с такими животными, как динозавры. Потому что мы про них не знаем вообще ничего. Мы можем только догадываться, опираться на мнение археологов. Но никаких научных подтверждений — какие они были, какое их умственное развитие, кто из них тупой, кто из них агрессивный, кто из них талантливее, кто из них умнее и на сколько. Это всё требует ещё большого изучения. Поэтому я бы побоялся в хорошем смысле этого слова самого себя убедить, в том смысле, что иди и работай. Нет. Издалека наблюдать, смотреть и уж потом делать шаги. Потому что надо понимать, какие меры безопасности надо предпринимать, какие меры для, так сказать, отхода, что животное может напугать, а что животное может спровоцировать, что животное может расслабить, а что может заставить его наоборот нервничать, какие его вкусовые пристрастия — что любит, что не любит, чем один динозавр, одного вида, отличается от другого, понимаете. Там очень много нюансов — самка или самец, половозрелый или неполовозрелый. То есть это большая научная работа. Только тогда можно будет приступать к каким-то элементарным шагам дрессуры. Я бы поступил именно так.

Эдгард Запашный

Фото: пресс-служба Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.