ретушь

Фотография уже давно стала частью нашей жизни, но особую популярность она приобрела в молодежной среде. Сегодня трудно найти подростка, у которого не было бы смартфона с камерой. Школьники, студенты, да и люди постарше охотно делают селфи (снимают сами себя) и выкладывают в социальные сети на суд своих подписчиков. При этом для подавляющего большинства фотографирующихся ретушь стала настолько естественным процессом, что они уже не могут представить свои фото без компьютерной обработки лица, а пейзажи — без цветокоррекции. Давайте вместе разберемся почему нынче модно делать небо синее синего, траву зеленее зеленого, а кожу лица замыленной и неестественной.  

В конце прошлого века иметь зеркальную камеру «Зенит» со светосильной оптикой было предметом роскоши и гордости. Позволить себе такое увлечение могли далеко не все. Фотолюбителям приходилось подолгу копить на аппаратуру мечты. Хотя и сегодня техника стоит заоблачно. Цена профессионального фотоаппарата в среднем начинается с 200 тысяч рублей. При этом необходимо покупать объективы и вспышки. Несмотря на это рынок насыщен и недорогими цифровыми аналогами, так называемыми «мыльницами».

Начинающим любителям фотографии, такие небольшие камеры, напичканные множеством функций, будут более полезны, нежели крупные полноформатные «зеркалки», с которыми работают профессионалы. Да что уж там, современные телефоны — вот, что активно вытесняет классический фотоаппарат! Мол зачем учиться снимать, если смартфон сам все за вас сделает: и фон позади модели станет нерезким (боке), и кожу на лице отутюжит, и цвета сделает ядовито насыщенными.Бесспорно, современные технологии позволяют карманному гаджету делать по истине красивые снимки. Разработчикам — браво! Однако, к самой сути фотографии, ее философии, если хотите, это не имеет никакого отношения.

Разберемся откуда растут корни повального стремления к обработке фото. При чём, как со стороны фотографирующихся, так и со стороны фотографов. По моему субъективному мнению, в начале нулевых годов, когда программное обеспечение для обработки цифровых изображений бурно развивалось и предоставляло дизайнерам все более неограниченные возможности, фотографы взяли на вооружение некоторые инструменты и стали применять их в фотографии. Безусловно, результаты поначалу шокировали всех. В то время за считанные секунды убрать на снимке бросающийся в глаза шрам или вскочивший прыщ, казалось чудом. Теперь же это обычное явление. В том, чтобы скрыть временные дефекты на лице я ничего страшного не вижу. Но сейчас речь идет о полном изменении структуры кожи, цвета радужной оболочки и т.д. Грубо говоря, на снимке получается абсолютно другой, несуществующий в природе человек. Достаточно взглянуть на рекламные фотографии известных представителей моды. Все они на одно лицо, скажут некоторые. У всех будто одна кожа, добавлю я.

Действительно, даже слегка погрузившись в саму методику ретуши кожи, способах ее шаблонного разглаживания, становится понятно, что работа по её обработке сводится по сути к механической процедуре, сродни конвейеру. Напрашивается вопрос: неужели женщины и мужчины, которые обратились к фотографу, к примеру, для портретной фотосессии, и вправду желают иметь кожу, идентичную с миллионов других «жертв мыльной обработки»? Исчерпывающий комментарий на данную тему дала психолог Светлана Гаевая:

Нет ничего плохого в том, что люди хотят выглядеть хорошо, в том числе на фотографиях. И ничего страшного, если фотограф уберет вскочивший не вовремя прыщик. А вот желание «фотошопить» свое изображение постоянно, добиваясь «эффекта Барби», уже не очень нормально. И причин этому несколько. Самая невинная – дань моде. Когда глянцевые журналы и различная реклама буквально навязывают нам изображения красоток с нереально гладкой кожей, яркими глазами, идеальными параметрами, мы невольно хотим быть такими же, как они. А поскольку зачастую банальная нехватка времени, средств или просто лень мешает регулярно заниматься собой, ходить в спортзал (или делать элементарную зарядку), проводить косметические процедуры  (не уколы красоты, а ежедневный уход за собой), то хотя бы на фотографиях люди желают быть красивыми. Тем более, им это ничего не стоит – все сделает фотограф. Это не страшно, это можно «перерасти».А вот когда желание украшать себя имеет психологическую подоплеку, это уже повод задуматься. Человек, уверенный в себе, знающий себе цену, любящий и уважающий себя, не будет использовать возможности фотошопа, чтобы выглядеть лучше, лучше и лучше. Человек, который боится шагнуть из мира иллюзий в реальность, которому не нравится его отражение в зеркале (хотя окружающие не разбегаются с криками ужаса, а находят его  вполне симпатичным), у кого нет любви и уважения к самому себе, к такому, которого создала природа и родители, будет наседать на фотографа с определенными требованиями. Еще одна причина – боязнь быть отвергнутыми. Неосторожное слово, неправильно истолкованный взгляд может развить в людях комплекс ненужности. Тогда они будут прибегать к средствам, позволяющим изменить изображение, с мыслями: «вот я какой (какая) красивый (ая), все смотрят, всем нравлюсь…», забывая о том, что на свидание или на собеседование невозможно явиться «отредактированным». И человеческое обаяние, ум, чувство юмора, эрудицию невозможно соорудить с помощью фотошопа. Прелесть в том, что все люди разные, и вкусы у всех тоже разные, иначе человечество давным-давно бы вымерло. Хотите быть лучше, полюбите себя и работайте над собой – ухаживайте за телом, лицом, берегите здоровье, узнавайте каждый день что-то новое, делайте добрые дела, и вы будете красивы сами по себе, фотографу останется выставить правильный свет и сделать ваш самый удачный снимок.

ретушь
Фото: http://www.fashionbank.ru

Получается замкнутый круг — люди желают видеть свои фотографии отретушированными, с применением новомодных фильтров, а фотографы, находясь в положении мощной конкуренции друг с другом и нужде заработать на хлеб, просто вынуждены волей-неволей изучать приёмы цифровой обработки. А вот не менее любопытное мнение про ретушь. Его высказала наш эксперт психолог Илона Лебёдкина:

Пожалуй, ещё никогда не было такого выраженного стремления приукрасить всё, что нас касается, как сейчас. Не удивительно, что именно на фотографии, как на внешний фасад здания, обрушиваются стремления человека изменить, подтянуть, омолодить. И современные фоторедакторы этому содействуют. Обработка изображений, ставшая предметом нашего изучения, при ближайшем рассмотрении не так уж безобидна. Современные пользователи условно делятся на два вида: цифровые аборигены и цифровые иммигранты. Первые диктуют моду в виртуальном мире, задают ритм жизни в формате онлайн, где нет места ничему неблестящему, неидеальному, необворожительному. Последние же (как недавние переселенцы из жизни реальной) довольно неуютно чувствуют себя в мире лоска со своими родимыми пятнами, шрамами, прыщиками (попросту говоря, «несовершенствами»). Адаптация в «новом мире» существенно ускоряется, если новички принимают правила игры законодателей, согласившись быть «ёлочными игрушками», которые должны нравиться всем. Поначалу цена такого выбора мало кого смущает: чтобы как следует изучить среду, приходится сливаться с ней. Однако такое явление как самобытность (если оно не выжжено калёным железом вечно меняющихся модных веяний) обязательно пустит свежую, прекрасную «травку» — желание сохранить уникальный орнамент, свойственный только тебе. Это вовсе не значит, что украшательство – изобретение пустое или вредное. Всё, что уместно и в чём соблюдена мера, служит на пользу. Просто у каждого есть выбор: принять себя (равно как и других) с «задоринками» или старательно маскировать свои особенности до конца жизни…

ретушь фото
Фото: http://www.fashionbank.ru

Однако не все фотографы поддаются на авантюру именем ретушь и не изменяют классической формуле успешной фотографии, которую я бы описал так: хороший снимок = правильный свет+интересная идея. Наиболее авторитетным критиком цифровой обработки является известный мастер фотографии из Москвы Олег Зотов. В своей фото школе он не устаёт отстаивать логичную и профессиональную позицию, которая заключается в том, что компьютерные программы — это инструмент дизайнера, но не фотографа. Последним же, вместо многочасовых посиделок за монитором в поиске более насыщенного, чем есть оттенка, следует экспериментировать вовсе не с функционалом компьютерных программ, а с параметрами экспозиции, светофильтрами, вспышками.

Куда более профессионально грамотно выставить свет и подобрать наилучшую экспозицию, чем коротать время за бессмысленной и лишенной души постобработке, — говорит Олег Зотов.

Ниже предлагаю посмотреть всего три работы Олега Зотова, выполненные без постобработки:

Целиком и полностью поддерживая позицию уважаемого мэтра фотографии, и ввязавшись в спор с приверженцами ретуши, хочу напомнить о легендарной киноленте «Летят журавли«. Каждый кадр этого фильма — шедевр по светотеневому рисунку. Не все знают, что в 1958 году эта лента была удостоена высшей награды на знаменитом Каннском кинофестивале. И это понятно — одна известная газета опубликовала лишь короткую заметку, и то без единого упоминания о режиссёре.

ретушь
Стоп-кадр из х/ф «Летят журавли»

Кстати, первые упоминания о ретуши появятся почти через полвека! Получается, для того, чтобы создавать шедевры, при наличии определенных знаний и таланта вовсе не нужен никакой компьютер. Достаточно творчески мыслить и воплощать самые смелые идеи в жизнь, работая только с самыми гениальными инструментами обработки – светом и мозгом. 

Фото: http://www.fashionbank.ru